
Парижская атмосфера: что привлекало в него богему?
Петербургская студентка Анна Новгородова два года назад уехала в Париж и поступила в Университет. Она рассказала о том, что нового можно найти в туристических местах, где проводят время местные бобо и почему с французами можно говорить обо всем, даже о Путине и Украине. "Лет с семи я знала, что поеду учиться во Францию. Все к этому в принципе и шло: я окончила французскую школу, где количество часов французского примерно равнялось количеству часов всех преподаваемых гуманитарных предметов вместе взятых, а во Францию я ездила больше, чем куда бы то ни было.
Когда уезжала, у меня было уже достаточно мало иллюзий по поводу Парижа и Франции в целом, так как я была там много раз и думала, что знала его как свои пять пальцев. Однако некоторые открытия все же были.
Первое, на что раньше я не обращала внимания: в этом городе, как и многих других европейских мегаполисах, достаточно яркое разделение кварталов на "хорошие" и "плохие", бедные и богатые, деловые и жилые. Постепенно эта граница сглаживается: представители неблагополучных слоев общества постепенно переселяются за городскую черту, так что теперь пригороды (banlieues) тоже есть "хорошие" и "плохие".
Второе — это жуткая бюрократия. Казалось бы, русскому человеку не привыкать, однако французская бюрократия — феномен не менее яркий и не менее раздражающий: непонятное нам стремление скрупулезно следовать правилам доходит порой до абсурда.
VI округ — один из районов, который я знаю лучше всего, и мне кажется, что он представляет собой средоточие всего поистине парижского: он буржуазен, но в меру (в отличие, например, от XVI). Он очень студенческий и динамичный: с огромным количеством маленьких галерей, арт-лавок, винных (и просто) баров. В нем, мне кажется, сохранилась атмосфера, которая в начале XX века привлекала в Париж всю богему. Еще ценно то, что там осталась некоторая эклектичность в архитектуре: барон Осман (правая рука Наполеона III, ему была поручена перестройка и благоустройство города), видимо, не успел перестроить его до конца в строго османском стиле, поэтому можно найти много улочек, которые явно были такими же и несколько веков назад."
Три улицы, по которым нужно пройтись
Бульвар Сен-Жермен
Бульвар Сен-Жермен — это, наверное, одна из самых оживленных магистралей парижского левобережья (rive gauche). Он испокон веков был средоточием местной богемы и элиты — у всех на слуху знаменитый Café de Flore и Les Deux Magots. Сейчас туда ходят, скорее чтобы приобщиться к атмосфере, воспетой Хэмингуэем, а настоящая богема переместилась гораздо восточнее. Однако эта атмосфера стоит того: в таких местах кажется, что время остановилось, и ты действительно погрузился в праздник, который всегда с тобой.
Улица Каннетт
Улица Каннетт (rue des Cannettes) ответвляется от бульвара в районе станции метро Mabillon. Ничем не примечательная с виду, она тем не менее является Меккой любителей барно-пабной культуры (основная категория посетителей — студенты) и заполнена каждый вечер кочующими из бара в бар любителями пропустить по стаканчику (к которым относится большинство французов). Веселье в барах заканчивается в два часа ночи (тех, где гуляет до утра, практически нет). Так что если хочется его продолжить, тогда нужно ехать в клуб (boite de nuit).
Улица Монторгей
Монторгей — пешеходная улица между первым и вторым округами Парижа. Странное название произошло от названия холма, располагавшегося ранее на этом месте. Это та улица в сердце Парижа, которую нельзя пропустить, хотя туристы часто ей пренебрегают (тем лучше). К тому же она находится в двух шагах от центра Помпиду, мэрии (Hôtel de ville) и BHV (Bazar de l’hôtel de ville), так что ее не придется долго искать. Кстати, там можно заглянуть в один из лучших итальянских ресторанчиков Парижа (по общему мнению моих друзей) — Little Italy.
Места, которые нужно увидеть
Елисейские поля
Кажется, что упоминать о них — уж совсем общее место, однако и не упомянуть невозможно. Объективно, это одна из самых прекрасных магистралей в мире, с этим соглашаются и сами французы, которые, однако, стараются их избегать, считая сборищем туристов и карманников. Еще один большой плюс Елисейских полей — магазины и рестораны работают допоздна даже в воскресенье (Fnac, Sephora, Monoprix), что для Парижа большая редкость. Однако поговаривают, что и там работу магазинов в воскресенье собираются запретить. Что ж, работа не волк.
Кстати, на Триумфальную арку, что венчает поля, можно подняться и сполна насладиться видом на город, оценить геометрическое совершенство площади Etoile и отходящих от нее пяти проспектов, ведущих в считающиеся особенно шикарными кварталы Парижа. Если вас удивляет стеклянное и откровенно кричаще-модерново-концептуальное здание около Триумфальной арки, то знайте: в нем находится одно из самых крупных рекламных агентств во Франции — Publicis, его основатель Марсель Блейштайн-Бланше вдохновляется американским стилем жизни, в том числе и их архитектурой. Есть еще и ресторан: заглянув сюда на обед, можно увидеть весь свет французского мира рекламы, пиара и коммуникаций. А в находящемся там же drugstore можно купить все — от шампанского Вдова Клико до искусственных усов и сигарет, причем и в воскресенье вам будут рады. Вот еще пара поводов все-таки не избегать Елисейских полей.
Латинский квартал
Безусловно, это место кишит туристами, гидами, сувенирными лавками с их продавцами, которые говорят на всех языках мира. Однако это не отменяет историческую ценность квартала: один из немногих, он сохранил свой средневековый облик. Именно там можно оказаться в жерле студенческой жизни: поднявшись на холм Сен-Женевьев (покровительница Парижа) и выйдя на площадь Пантеон, вы можете увидеть огромную очередь… в библиотеку! Картина особенно живописна в период экзаменов: студенты готовы ждать по паре часов, чтобы войти в хранилище знаний и провести там весь день. Правда, надо сказать, интерьер того стоит.
Еврейский квартал
Еврейский квартал (Quartier Juif) или Плетцль — очередное любопытное место в квартале Марэ. В отличие от всего остального Парижа, в воскресенье там можно обнаружить приятное оживление, попробовать лучший фалафель и другие специалитеты еврейской кухни, в том числе сладости, которых вы больше в Париже не найдете нигде (или почти). Там же расположен музей Холокоста, в котором, помимо классической для музеев такого жанра экспозиций, часто проводятся выставки современного искусства, оригинальные и грамотно оформленные. И, кстати, бутики в Марэ тоже открыты по воскресеньям.
Места, которые любят местные жители
Дворец Токио
Дворец Токио (Palais de Tokyo) — это комплекс современного искусства в XVI округе, поблизости от Трокадеро (откуда все фотографируют Эйфелеву башню). Почему-то среди туристов он известен меньше, чем центр Помпиду, однако не менее интересен — причем интересны там как выставки, так и само пространство. Чтобы лучше всего прочувствовать искусство эпохи после Марселя Дюшана (Marcel Duchamp), нужно идти туда. Подчас там можно увидеть невероятные световые, звуковые и видеоинсталляции.
Люксембургский сад
Это то парижское место, которое одинаково любимо и местными жителями, и туристами. Однако первых там больше. Это лучшее место, чтобы прогуляться среди деревьев и мраморных статуй, также на территории Люксембургского сада находится Люксембургский дворец, построенный по заказу небезызвестной Марии Медичи по подобию Палаццо Питти во Флоренции. Безусловно, это главная жемчужина Шестого округа. Помимо Сената там, разумеется, есть и музей — за самыми престижными выставками признанных гениев вроде Марка Шагала или Амедео Модильяни нужно идти туда.
Канал Сен-Мартен
Если хочется андеграунда, чего-то нетривиального и не очень холеного (как весь Париж), канал Сен-Мартен (Saint-Martin) — идеальное место. Молодые художники, музыканты и непризнанные гении тусуются там, как и обычные студенты. Это одно из мест на изначально пролетарском востоке Парижа, которое стало прибежищем парижских bobo (bourgeois-bohemian). История этого термина любопытна: изначально это были дети состоятельных французских буржуа, которые в шестидесятых-семидесятых попали под волну студенческих манифестаций и стали в пику родителям придерживаться левых взглядов и творческих профессий. Сейчас же bobo — это, скорее, аналог нашего "хипстера", хотя и этот термин используется во французском языке. Как водится, коннотация у него в последнее время слегка саркастическая.
Читайте подробнее на paperpaper.ru