Сто цветов для элитного жилья
Архитектура элитных жилых объектов сегодня едва ли не столь же многообразна, как и велико число компаний-застройщиков в этом секторе. Единые критерии в этой тонкой субстанции еще труднее сформулировать, чем само понятие «элитный дом». А потому знаменитое «Пусть расцветают сто цветов!» наилучшим образом отражает существующую картину. Правда, без всякого намека на возможную селекцию в ближайшем будущем.
Скорее, наоборот — понятие «элитный» расширяется по всем статьям. В этот сектор со своими представлениями об эстетике приходят компании, которые вчера занимались более экономичной нишей.
Стремясь как-то дифференцировать предложение, операторы рынка начинают облекать «истинно элитные» объекты в такие определения, как de luxe, premium, super и проч. Но как показывает реальность, не все «делюксы» одинаково элитны.
География элитного жилья перешагнула границы исторического центра и вышла в спальные районы и ближайшие пригороды. Может, поэтому по закону бумеранга в исторические районы нередко приходят «элитные» комплексы в эстетике Купчино?
Это лишь часть риторических вопросов, которыми задаешься, гуляя по старому городу. Все-таки всерьез говорить об элитности в Петербурге можно лишь здесь. Если, конечно, закрыть глаза на некоторые невероятные постройки и не обсуждать с пристрастием используемые материалы и качество работ.
Вводить новую классификацию или указывать на недостатки сегодня бессмысленно. Потребитель раскупает все, голосуя рублем в эквиваленте у.е. за элитность объекта той или иной компании. Давно работающие в этом секторе профессионалы разводят руками: «Выводы делайте сами».
Присоединяясь к этому совету, просто поделимся некоторыми наблюдениями о тенденциях в архитектуре элитных комплексов.
На высоте
Пожалуй, единственный архитектурный параметр элитного дома (как и любого здания в центре), который законодательно закреплен, — это высота. Конечно, страсти по «Газпром-Сити» не сравнить со скандалом вокруг высотного комплекса «Монблан» на Выборгской наб. (застройщик позиционирует его как элитный).
Но он-то уже построен. Без всяких предварительных обсуждений, нарушив небесную линию города в святая святых — центральном течении Невы. Справедливости ради отметим, что проект согласован еще до вступления в силу высотного регламента.
В спорах вокруг элитной застройки этот объект создал новый повод для обсуждений: прежде в категориях «уместно — неуместно» говорили лишь о стилистике новых домов. Кстати, стилистика элитного дома от «Строймонтажа» на наб. Робеспьера, 32 (проект бюро Intercolumnium) обещает быть довольно сдержанной — в духе неоклассики и без всяких высотных возмущений.
На фоне «Монблана» дискуссия о несколько преувеличенном масштабе комплекса на ул. Шпалерной, 60 (мастерская «Земцов, Кондиайн и партнеры») тонет среди многочисленных архитектурных наград, которыми были увенчаны сначала этот проект, а затем и сама постройка в духе «горизонтального небоскреба».
Сегодня этот коллектив выступает сторонником современной архитектуры в центре, в том числе и элитных зданий. «Мы стараемся избегать стилизаций, если их можно избежать, — поясняет Михаил Кондиайн. — Все хорошо в свое время».
О кварталах, особняке и стилистике
Элитный квартал рядом со Смольным (по заказу корпорации «Возрождение Санкт-Петербурга») архитекторы проектируют именно в современных формах. Правда, о подробностях проекта пока не говорят. Кстати, создание целых элитных кварталов — из новых тенденций рынка, которую активно развивает корпорация.
Конечно, ее трудно сравнивать с традициями Петербурга, где даже в одном доме на разных этажах могла проживать совсем разная публика — от студентов в мансардах до господ в бельэтаже. Но и современный уклад жизни страшно далек от тех времен…
Илья Андреев, директор по маркетингу и продажам корпорации «Возрождение Санкт-Петербурга», комментирует: «В комплексах «Парадный квартал», «Дом у моря» компания стремится создать целый квартал с однородной архитектурой, социальной средой, с развитой инфраструктурой для того, чтобы жители комплекса были в большой степени автономны и могли получать все необходимые качественные услуги в непосредственной близости от своего жилья».
Авторы «Дома у моря» на Крестовском острове — мастерские под руководством Евгения Герасимова и Сергея Чобана — за этот проект получили награду конкурса «Архитектон». Как признают топ-менеджеры корпорации «Возрождение Санкт-Петербурга», в планах есть и другие проекты этой объединенной команды.
«Парадным кварталом» занимается мастерская Игоря Солодовникова, давно зарекомендовавшая себя проектами в исторических стилях. Еще одна из работ мастерской — «Резиденция на Крестовском», разработанная по заказу группы компаний «Невский Альянс».
Заказчики результатом довольны: «Действуя в рамках неоклассицизма, архитекторы создали представительное, отчасти торжественное здание: монументальные подъездные пандусы над встроенным паркингом, парадная лестница перед высокой центральной аркой, строгий ритм колонн и элементов фасадного декора», — поясняет зам. директора компании Николай Тихонов.
Сегодня Крестовский остров может предложить едва ли не все типы элитного жилья: от небольших домов на 30 квартир до целых кварталов. Но абсолютная новость на этом рынке — элитный особняк на одну семью, подобный тому, какие строились в дореволюционном Петербурге.
Вернее, это и есть старый особняк Труворова на наб. Мартынова, 70, реконструированный корпорацией «Возрождение Санкт-Петербурга». В компании уверены: «По-настоящему элитный рынок готов к предложению любых объектов класса de luxe. Такие варианты всегда найдут своего покупателя, который ценит уединение и комфорт».
Элитных объектов в духе историзма в центре строится меньше. Среди них — комплекс на Тверской, 1 (мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» по заказу Richness Realty), расположенный визави другого элитного объекта от того же тандема — Тверская, 6.
«Я надеюсь, что, глядя на наш новый дом, многие подумают: он построен лет 200 назад, — загадывает генеральный директор компании Дмитрий Терехин. — У Тверской, 6 и Тверской, 1 много общего: дорогой натуральный камень в отделке, качественные материалы и оборудование».
Евгений Герасимов, соглашаясь, что стилистика объекта во многом зависит от окружения, тем не менее утверждает, что больше привержен современным формам: «Историческая архитектура Петербурга — это внимание к детали. А сегодня этому нигде не учат. Так что лучше хороший модернизм, чем плохой историзм».
К своим изысканиям на тему современного интернационального стиля с поправкой на петербургское окружение зодчий относит дом «Новая звезда» на Песочной наб. (заказчик — холдинг RBI), комплекс Stella Maris (холдинг Setl City) на Крестовском острове.
За качество
Руководитель архитектурной мастерской Марк Рейнберг отмечает, что хорошая архитектура элитного дома может получиться только при полном взаимопонимании трех сторон: заказчика, архитектора и подрядчика. «Неумелый подрядчик и экономия на материалах способны испортить самый лучший проект», — убежден архитектор, ссылаясь на случай из собственной практики. А не заметить, что на стройках заняты далеко не только петербуржцы, может разве что слепой.
Впрочем, компании, специализирующиеся на строительстве дорогих объектов, заверяют, что у них насчет качества строго. «Наша корпорация заключает договоры генподряда с проверенными и хорошо зарекомендовавшими себя петербургскими компаниями. В их обязанность входит подбор необходимых специалистов в соответствии со всеми действующими нормами российского законодательства», — говорит Илья Андреев.
«Мы работаем только с теми подрядчиками, которых хорошо знаем не понаслышке. Безусловно, в отношении проектов классов «премиум» и de luxe требования особенно жесткие, — вторит генеральный директор компании Setl City Василий Селиванов. — К работам привлекаются квалифицированные российские рабочие и лишь в редких случаях — иностранная рабочая сила, причем только с проверенной квалификацией, необходимыми документами и, как правило, на некоторые несложные работы».
Бывает, что заключаются договоры и с архитекторами на авторский надзор за стройкой, но результат — у каждого свой. Впрочем, по наблюдениям одного из зодчих, «если бы к работам не привлекали рабочую силу из ближнего зарубежья, то строительство в Петербурге просто остановилось бы — во всех секторах».
Выбор архитектора определяется далеко не только приверженностью компании или автора к той или иной эстетике. Как правило, рейтинговые зодчие способны выполнить проект в любом уместном стиле, ориентируясь на окружение.
Практически все из опрошенных специалистов говорят о сработанности заказчика с зодчим, о возможностях вести конструктивный диалог в поисках наилучших решений. В некоторых случаях эти связи длятся годами — от проекта к проекту (к примеру, RBI, «Возрождение Санкт-Петербурга», Setl City). Иногда архитектора выбирают на конкурсе.
Так, Людмила Алюшина, директор по продажам компании «Петербургреконструкция», утверждает, что под каждый новый проект проводится тендер, в котором могут участвовать все желающие. Окончательная же проектная идея рождается в постоянном диалоге между заказчиком и архитектором.
Иностранные зодчие, уже громко заявившие о себе в нише госконтрактов и на объектах коммерческой недвижимости, похоже, приходят и в элитный сектор. Холдинг RBI доверил проект комплекса на Новгородской улице знаменитому Риккардо Бофилу.
А компания «Евраз-Капитал» подписывает контракт с Норманом Фостером на проектирование элитного комплекса в составе многофункционального центра на участке стадиона «Динамо». Как повлияют эти проекты на общие тенденции в архитектуре — покажет время.
Мнения экспертов
Дмитрий ТЕРЕХИН, генеральный директор компании Richness Realty:
– Для элитного объекта архитектура занимает второе место по важности после месторасположения. Но даже суперэлитную локацию можно убить плохой архитектурой. Люди тянутся к красоте, им надо предложить суперпроект, хорошие материалы и супертехнологии.
К сожалению, на мой взгляд, немногие элитные дома удовлетворяют этим требованиям. Сказывается жажда наживы некоторых застройщиков и неспособность архитектурных властей города управлять ситуацией.
Думаю, что элитная архитектура может появиться не только в центре — ведь бриллиант способен сверкать не только в золотой оправе.
Георгий Шереметев, главный художник города:
– К сожалению, далеко не всегда использование дорогих материалов в интерьерах элитных домов означает, что фасад выполнен со столь же дорогой отделкой. По моим наблюдениям, архитектуру элитных домов практически невозможно отличить от облика менее дорогих объектов.
Евгений ГЕРАСИМОВ, директор архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»:
– Понятие элитной архитектуры многопланово: местоположение, подход к формированию среды, оформление фасадов, высота потолков, планировки, паркинги, размер санузла — это все архитектура. В каждом проекте нам приходится отстаивать решения, которые мы считаем оптимальными.
Заказчики разные: кто-то стремится лишь извлечь выгоду, вложив как можно меньше, кто-то всерьез относится к своим проектам и понимает, что в конечном счете построить хороший дорогой (по материалам и технологиям) дом — выгодно. Если же взаимопонимания не достичь, а это чувствуешь почти сразу, от таких работ мы просто отказываемся.
Елена Кузнецова
Еженедельная газета "Недвижимость и Строительство Петербурга", №9(493) 10.03.08, c.45