
НОВЫЙ АКТ ДРАМЫ «СУДЕБНЫЙ КВАРТАЛ»
Горячая архитектурная точка В Петербурге снова на слуху: обнародован новый вариант решения участка, где в советское время располагался Институт прикладной химии, позже планировался квартал «Набережная Европы», а затем решили построить так называемый «cудебный квартал». Концепцию предложил тандем бюро Евгения Герасимова и SPEECH Сергея Чобана.
Генеральный план Герасимова и Чобана оставляет значительное свободное место на севере участка, создавая большое поле перед фасадом суда и эспланаду перед театром, здание которого отступает в глубину территории и прячется от воды за жилыми корпусами. Образуется некий «баланс сил» между функциями общественного пространства, судебных корпусов, культурного объекта и жилых строений. Происходит своего рода уравнивание акцентов. И ни один из них не получает решительного преимущества.

На деле для самих авторов классика служит только знаком; соответственно, предъявлять к проекту строго традиционалистские требования невозможно. Скорее, мы имеем дело с неким суперклассицизмом. Это логичный шаг современной культуры, которая сначала модернизировала модернизм, а теперь принялась за классику, возгоняя ее до состояния, недоступного древним, используя прежде всего компьютерные технологии.

Сам факт продолжения поиска наилучшего решения для столь ответственного участка у Стрелки Васильевского острова — процесс естественный в своем драматизме. Но если такое чередование команд проектировщиков, предлагаемых ими форм и подходов будет происходить без конца, наиболее приемлемый вариант может оказаться пропущенным и останется пылиться на полках архива, а финальный волевой выбор в итоге будет случайным, как это фактически произошло со Второй сценой Мариинского театра.

Об отсутствии эффектного выхода театра к воде можно пожалеть, но судебный корпус оказывается более монументальным, замкнутым — и в то же время меньше влияет на окружение, что выгодно отличает его от предыдущего варианта Атаянца. Выстраивание фасадов суда и жилых корпусов по линии воды — традиционный для Петербурга прием.

Парадный фасад судебного здания, смотрящий на север — в сторону Петропавловки, напоминает классические петербургские композиции, но в деталях ближе к архитектуре 1950-х годов. Как и в случае Атаянца, такой подход может вызвать вопрос: почему современное здание решено в стилистике прошлого, как это соответствует нынешней эпохе?

projectbaltia.com

Опубликовано 28.04.2016