Вепс : У меня вопрос такой. Вы сказали, что не так много объектов элитной недвижимости. А спрос то на них есть?
Рысев : Спрос на них есть. Но, если говорить про спрос на элитную недвижимость, то он больше всего завязан в политической атмосфере. Потому, что, если мы говорим про недвижимость бизнес класса или для жизни, то человеку нужна одна комната, он идет там покупает. А если мы говорим про стоимость квартир по 50, 100, 300, 500 миллионов рублей, то чтобы приобрести такие квартиры и оставить эти деньги в России, нужна какая-то другая уверенность человека, что он готов их инвестировать и оставлять их сюда. Все наши покупатели, у них есть жилье. У них достаточно разных вариантов квартир и домов. И чтобы они решили что-то приобрести для себя новое или более элитное, нужен какой-то кроме возможностей финансовых, которые почти всегда у них есть, нужно какой-то еще толчок. Вот, и мы очень огорчены нашими питерскими покупателями, потому, что недостаточно у них понтов и желания показать себя. Человек может жить в очень такой добротной квартире, но в доме уже прошлого века, и его в принципе все устраивает. Хотя он может позволить себе совсем другие решения, другие возможности. И одна из наших задач — это разжечь это какое-то такое желание. Вот, потому, что если в Москве, я хочу показать какой я крутой, как у меня все получается, я хочу наслаждаться жизнью. То для многих наших владельцев недвижимостью, ну, все хорошо, спокойно и достаточно.
Трофименко : С одной стороны это замечательно. Люди значит спокойны.
Рысев : Ну, мне как-то кажется, что если. Ну, представьте, что если человек ездит там на бентли и живет в кирпичном доме на Долгоозерной улице с каким-то ремонтом десятилетней давности. Такие есть, да.
Трофименко : Я пытаюсь понять помимо понтов, еще, наверное, должны быть мотиваторы какие-то для людей может?
Рысев : Ну, это такая наша боль, показать себя, переехать в новое жилье, это же дает такую энергию. Как вы машину покупаете, всегда какой-то подъем сил, на Вас смотрят, Вы сами наслаждаетесь. И с квартирой то же самое. А что касается спроса, то у нас ситуация следующая может быть. С финансовыми рынками есть какие-то параллели. Весь прошлый год был очень странный. То есть, все ожидали падения на 30%. Так же, как это произошло в 2008 году. В прошлом году было по-другому. Все ожидали, что будет кризис из-за этой пандемии, из-за того, что нефть подешевела, из-за того, что часть предприятий обанкротится. Но вместо этого, американцы начали печатать и раздавать деньги. И вот это все ведет к тому, что деньги начинают обесцениваться. И люди стараются все свои накопления вложить, как это называется в золотой бидон (00:19:20), в недвижимость, которая может быть и упадет в цене, но потом обязательно вернется. Поэтому, в прошлом году летом, начался резкий спрос и он, если графики смотреть, он в пять, в некоторые недели в 10 раз превысил предыдущие годы. Где-то треть квартир была продана до конца года, вообще, которые были в продаже и представлены на рынке. Это огромные. Тяга. Сейчас у нас дефицит предложения и сейчас некоторая такая пауза. Вот этот ажиотаж прошел, но все понимают, что будет инфляция. Как только инфляция, недвижимость всегда в цене, всегда очень активна.
Трофименко : Как растет элитка по сравнению с бюджетом? Больше, меньше?
Рысев : Да, элитка очень такая вальяжная, очень такая плавная, если посмотреть графики, то за последние 5-6 лет эконом, миллионов у него рост такой под 45 градусов.
Трофименко : Угу.
Рысев : Ну, не вертикальный, но очень резкий. Кредиты дешевые, то есть практически любой человек может позволить себе приобрести квартиру, взять кредит, ну там на 30.
Трофименко : Ну, не приобрести, а взять на себя обязательства. Любой может взять обязательства. Не любой может купить.
Рысев : Ну, там 30 тысяч рублей взнос по квартире. Уж семья может скинуться, помочь кому-то. Вместо того, чтобы за 20 тысяч арендовать.
Трофименко : Да, я понимаю.
Рысев : Вот, поэтому это дало огромный рост. За последний год рост в эконом сегменте рост от 15% до 20%. До 30% даже цен. Сейчас идет резкое снижение. Потому, что зарезали ипотеки. Ставка стала выше. Элита в это время поднялась на 10%-15%. 20 можно сказать, но я бы не стал говорить процентов. Вот, это все равно огромный рост. Но элита очень вальяжная, неспешная и так далее.
Трофименко : Процент агентств изменился?
Рысев : Процент вознаграждения?
Трофименко : Да, услуг.
Рысев : Я бы сказал, что больше сейчас процент вознаграждения создают застройщики. Мы ориентируемся на них. Потому, что застройщики поняли, что очень выгодно продавать через агентство. И сейчас больше половины квартир продаются через агентство. Агентство привлекает покупателя. А застройщик уже с денег, полученных от клиента, платит 4, 5, 6 процентов.
Трофименко : Не взирая, на тип жилья.
Рысев : Ну, я сейчас про эконом сказать не могу.
Трофименко : Я про эконом могу сказать, 5% там.
Рысев : У нас есть 4, 5, 6, 7 даже процентов акции. Такие, что ребята приводите срочно, надо продавать. Они поняли, что можно на рекламу потратить миллионы. Она не понятно, что даст. А здесь мы приводим покупателя, рекомендуем его. И покупателю хорошо. Он не ничего не платит. Застройщику хорошо. Он своих средств не использует.
Трофименко : За все платит покупатель, мы это понимаем. Эти проценты вшиты в стоимость. Я к тому, что стоимость привлечения покупателя на элитку отличается сильно, не сильно, от стоимости привлечение на единицу квадратного метра в экономе. Просто представление чтобы иметь.
Рысев : Ну, чтобы покупатель элитную квартиру захотел купить, первое, застройщик должен показать, что его дом будет соответствовать уровню покупателя. Я говорю о брендах архитекторов, названия. У нас есть проекты, которые пытаются продаваться. У них даже названий не придумано. Просто они там по адресу называются. Это уже не интересно. Вот. И второе, что важно. Если мы говорим про агентства, что агент должен примерно говорить на одном языке с этим покупателем. Если застройщик говорит: « Ребята, приводите к нам клиентов». То мы можем приводить, потому, что мы понимаем этих людей и говорим с ними, например, на одном языке. И соответственно, таких компаний, людей в городе совсем немного. Компаний несколько, а людей даже не сотни, а десятки людей, которые работают с элиткой. Поэтому я бы про агентское вознаграждение более корректно сказал, что оно туда зашито в цене, но оно можно на рекламу потратить миллион рублей. Можно на агентство заплатить миллион рублей.
Трофименко : Я здесь полностью согласен. Никакой задачи там кого-то ущемить или сравнить. Просто понять, как это происходит. Вообще, в том, что сейчас прозвучало, я просто хочу сделать маленький комментарий. Многие люди, слушая нас, могут сказать: вот, опять они про очень маленький процент людей, которые могут себе это позволить и так далее, и так далее, и так далее. Я в этом вижу более широкую и глобальную цель. Именно эти люди, которые выставляют требования к жилью, к подобному жилью, они являются драйвером того, чтобы застройщики изучали новые технологии, которые потом пойдут массово в сегменты бизнеса и дальше в эконом. Если эти люди не будут создавать вот эти требования, то массы людей не увидят это никогда.
Рысев : Да, абсолютно правильно, интересно и очень так ценно, да, да, да.
Трофименко : Это то же самое, что происходит в индустриальных рынках, крупные компании имеют возможность разработать технологию, либо привлечь ее и внедрять. И только по истечению там цикла определенного, производственного цикла, это уходит дальше. Масса примеров в замечательных фильмах есть. Когда люди говорят, зачем я буду покупать вот эту блузку там за 300 долларов, если я куплю такую же китайскую за 10 долларов. Но проблема в том, что китайская за 10 не появится, если сначала не появится блузка за 300. Потому, что туда вложено огромное количество денег в разработки. Поэтому меня очень затронула Ваша боль, когда Вы сказали, что Вы не знаете, как убедить людей, которые могут себе позволить элитное жилье, как их убедить захотеть этого. Для меня это такая же боль, в индустриальном рынке. Я не знаю, как сделать так, чтобы наши производители техники или транспорта захотели создавать продукты некого другого уровня качества. Для этого это должны захотеть потребители. Да? Какие предложения? Как помочь убедить этих людей захотеть и стать драйвером пользы широких слоев населения?
Рысев : Чтобы человек захотел, он должен представить себе эту картинку. Поэтому, когда мы продаем, мы его пытаемся переместить в состояние, когда он эту квартиру купил. То есть сейчас делаются замечательные, если мы про недвижимость говорим, там рендеры, замечательные визуализации, делаются шоурумы, чтобы человек зашел и представил. Это такой есть, как подержи котенка. Человеку дают, он думает: «Ну, блин, надо же, как здорово». Что сказать про тенденции рынка, что старый фонд перестает быть интересным людям. Даже такой исторический, интересный, даже супер видовой, люди не хотят там жить, но живут. И у нас вот часть клиентов, которые в новые дома переезжали, они говорят: « Слушайте, мы сейчас в старой квартире не будем жить, там все-таки у нас там 300 метров было, а здесь, ну не знаю, 200, хоть там паркинг, мы попробуем, на счету сохраним, посмотрим. Через неделю говорит: «Все, я все понял». То есть за неделю ты заходишь, с тобой в подъезде здороваются. Ты там идешь по территории своего комплекса. Там все ухожено. То есть совсем другое ощущение жизни. И поэтому мы стараемся людей переместить в новую реальность.
Трофименко : Игорь, как Вас переубедить переместиться в элитное жилье?
Вепс : Мне интересно как потребителю или как сказать, как потенциальному покупателю интересен основной вопрос: « А с как х цен начинается элитная недвижимость?»
Рысев : Я бы стал говорить, наверное, про триста тысяч рублей за метр.
Вепс : Да?
Рысев : Я бы не стал говорить про большие суммы. Потому, что мы на самом деле, если возьмем сейчас количество объектов представленных. Вот мы возьмем триста тысяч рублей за метр, и посмотрим, сколько в городе таких квартир. То их всего полторы тысячи. Вот, поэтому, если мы говорим про 300 000 рублей за метр, мы уже относим это к элитной недвижимости.
Трофименко : Серьезно?
Рысев : Да.
Трофименко : У одной большой строительной компании, которая очень хорошо работает в Петербурге, за эти деньги — это бизнес. И при чем, я бы сказал, что это средний бизнес.
Вепс : Таких много компаний.
Трофимов: Да.
Рысев : Я бы не стал поднимать эту ставку. Я бы ее оставил про триста, понятно, что мы сейчас говорим про Крестовский, что там меньше 400-500 что-то.
Трофименко : Что за триста сейчас можно взять, что вы относите к элитке? Вот, характеристику.
Вепс : Или район.
Трофименко : Или и то, и то.
Рысев : Ну, вот смотрите, значит, у нас есть такая особенность, если мы говорим про новые проекты, и новое жилье. То застройщики сейчас значительно подняли цены, потому, что им не нужно продавать. Они эти деньги не могут
Трофименко : Освоить.
Рысев : использовать. Да. Они все равно кладутся на аккредитивы и так далее. Вот, а если мы говорим про вторичную недвижимость, то возьмите, например, Петровский, 14. Там такие, есть 6 домиков. Которые были построены лет 10 назад. Но я считаю, что это не бизнес. Я считаю, что это элитная недвижимость. Большие окна от пола до потолка. Я уверен, что там есть цены до 300, ну пускай с ремонтом, который надо переделывать. Или около трехсот. Но все равно. Это элитная недвижимость. Если мы говорим про центр, тут русский дом, он построен и сейчас там цена только стала триста с лишним переваливать. То есть там где-то за триста с чем-то еще можно, какие-то не очень высокие этажи найти. И это в принципе, один из интересных проектов, который уже построен и так далее. Если мы говорим о домах, которые чуть-чуть подальше от Таврического парка, то там даже до 300 с каким-то ремонтом Вы можете найти. Поэтому, если мы говорим про элитную недвижимость сказать там от пятисот. Ну, это уже будет совсем сказать там топ топ топ и такая. Я бы не стал туда идти. Потому, что полторы тысячи квартиры, столько же на первичке, примерно продаются, если мы берем от трехсот тысяч рублей за метр, ну, это хоть какой-то рынок. А что говорить от 400, квартир в городе. Это совсем маленький.
Трофименко : Почему застройщики так редко и как мне кажется, не так много внимания уделяют объяснению потенциальному покупателю реально тех характеристик жилья, которые в моем субъективном понимании являются действительно редкостью, хотя это базовые вещи. Комфорт проживания. Я говорю, про потолки сказали, про окна сказали. Практически никто не говорит про ту же звукоизоляцию. И не объясняют, почему она будет достигнута. Хотя это достаточно просто можно объяснить. Да? Люди же не все знают об этом. Они предполагают, что там будет тихо. А на самом деле там не будет тихо, потому, что этого не запланировано. Фраза о том, что высокие стандарты звукоизоляции — это подразумевает зачастую ГОСТ. Да, а по ГОСТу это достаточно все скромно. Фильтрация воды. Собственный источник воды, например. Либо современные методы очистки воды. Современные методы очистки воздуха. Приточная вентиляция. Это все такой базис, который уже достаточно распространен в загородном жилье, когда человек ответственно относится к жизни своей семьи, он это все сделает. Найдя хороших подрядчиков, инженерную компанию и так далее. Я практически не видел в рекламе подобной информации. Вот я даже когда себе искал, я тоже искал не элитное, а бизнес, но я сейчас понимаю, что, оказывается, может элитное это была. Вот, но я не находил и мне приходилось допытываться у этих менеджеров продаж, что, ребята, а что у вас там будет? Они просто не знают зачастую, что у них будет.
Рысев : Но может быть они и правда не знают. Это ты про менеджеров продаж?
Трофименко : Часто продажи основаны на неком эмоциональном подходе.
Рысев : Да, абсолютно.