Как правило, покупки в Турции или Дубае — это не совсем наш бюджет. Средняя стоимость квартир, приобретаемых там россиянами, — 30-40 млн руб. То есть в эти страны перешли скорее инвестиции клиентов класса бизнес или, максимум, премиум. Наши клиенты, может, совершали такие разовые покупки, но не рассматривают эти страны как вложение в «родовое гнездо», — в отличие, например, от наших проектов «Золотой» на Софийской набережной напротив Кремля и «Бадаевский».
Всплеск инвестиционной активности в Дубае постепенно снизится, это скачкообразная история. Когда всплеск только начинался, примерно полтора года назад, цены были значительно ниже, что могло обеспечить интересную доходность, но сегодня это время прошло. Важно помнить и то, что все инвесторы зависимы от конечных покупателей. А если мы говорим о турецких городах или Дубае, то они в разы меньше Москвы, а обеспеченность жильем там выше. Кому потом продать эту недвижимость, да еще и с наценкой, учитывая, что за последний год жилье в этих странах значительно подорожало?
Кстати, интересный тренд, который мы отмечаем в наших проектах — растет количество покупателей из регионов. Более 40% наших клиентов сейчас — не московские жители, которые при этом понимают, что Москва — это культурный и экономический центр России. Страны, в которой они родились и в которой зарабатывают деньги, с которой связаны их интересы.
Какие у клиентов страхи относительно вложений в недвижимость? Я вижу, что все наши клиенты все более уверенно смотрят в будущее. Потребность в инвестициях сохранилась, а московское жилье всегда было ликвидным продуктом, и оно не обесценится так, как на других рынках. Среди изменений можно отметить тот факт, что сегодня люди более тщательно подходят к выбору недвижимости. Предпочтение отдается девелоперам со сложившейся репутацией, давно работающим на рынке, устойчивым к кризисам, диверсифицирующим портфель за счет различных форматов и классов недвижимости. Кроме того, люди голосуют за без сомнения уникальные проекты. Такие как «Бадаевский» — клиенты приходят именно за ним, ни с чем не сравнивают. Он не похож ни на один прошлый и будущий проект — и люди понимают, что аналогов ему невозможно будет найти. Поэтому купить его больше шансов не будет.
Что такое инфраструктура в элитных домах? Мы в свое время поняли, что в элитном сегменте не хватает собственной мощной инфраструктуры. И в жилых кварталах «Золотой» прямо напротив Кремля впервые создали полноценную инфраструктуру: собственный фитнес-центр с бассейном, спа со всевозможными процедурами, галерея бутиков, кафе, детский центр, рестораны с именитыми шеф-поварами. Жителям не придется даже покидать территорию своего дома, чтобы получить все необходимые услуги. Это первый такой пример в недвижимости класса de luxe — ведь обычно дома такого формата в принципе не предполагают собственную инфраструктуру, поскольку находятся в уже сложившейся застройке центра города. Но мы учли запрос покупателей и отвели в проекте около 20 тыс. кв. м под коммерческие помещения — что вызвало большой отклик у покупателей. Практически во всех наших жилых комплексах люди могут в тапочках и домашней одежде прийти в бар или сходить в фитнес-зал — например, в комплексе ОКО в Сити у нас на последних этажах есть балетная студия, где можно заниматься спортом с потрясающе красивым видом на город перед глазами. То есть людям важно не ограничиваться в жилом комплексе только наличием своих стен.
ЖК «Бадаевский». Будущий фудмаркет и торговая галерея в историческом строении Иван Царев
Позвоните брокеру для консультации
+7 (812) 332-09-32