— Вы начали с продвижения именно личного бренда, а не клиники, почему такое решение?
— У меня, казалось бы, не такого ультра-профессионального блогера, часто спрашивают: «Александр, как лучше: сделать отдельный рабочий аккаунт и отдельно личный?». И на этот вопрос на сегодня нет единого ответа, но я могу сказать, что если ваша работа связана с людьми, то лучше, конечно, делать определенный микс. Просто не все люди готовы делиться чем-то сокровенным, личным. Я считаю, что нужно иметь ту грань, когда, например, личного не должно быть слишком много в профессиональном. И наоборот — когда, например, в нашей сфере мы создаем красивые улыбки. У нас, некоторых стоматологов, в ленте одни зубы. Это значит подписчиками будут, скорее всего, одни стоматологи, потому что обычные, далекие от стоматологии люди — для них даже очень красивые зубы могут быть отталкивающим контентом. Поэтому я у себя это делаю очень-очень дозированно.
— С точки зрения клиентов возможны обращения через Instagram? Вы ощущаете, что это дает какой-то поток?
— Я могу сказать, что у нас два направления: лечебная деятельность и учебная. Те учебные мероприятия, которые мы делаем для коллег, а раньше мы их продвигали, делая рассылку через е-мейл и через форумы, делая публикации, полностью перестало работать. За последние пять лет все, кто к нам приходят на обучение, и на конференции, и конгрессы — это только соцсети. И на сегодня 80% — это Instagram. Это очень чувствуется. С пациентами у нас немножко другая история — мы какое-то количество нашей клиентской базы привлекаем через соцсети, но у нас очень много рекомендаций. Нашей клинике уже в районе 15-ти лет, и у нас накопились результаты, нас рекомендуют наши бывшие пациенты, наши сотрудники, которые у нас когда-то работали.
И еще есть у нас такое понятие, называется «реферативная практика» — это когда от одного стоматолога к другому приходит пациент. Например, когда человек живет на две столицы. Либо, например, когда стоматолог понимает, что не справится с клинической ситуацией — это сложное лечение. И он отдает эту работу, направляет пациента к коллегам, которые более продвинутые. Наша клиника как раз специализируется на таких современных методиках, и к нам иногда заходят пациенты именно по рекомендациям, со сложными кейсами. Поэтому я бы, наверное, сказал так: на сегодня у нас 30% привлечения — это соцсети и 70% — это рекомендации и реферативная практика. Но я знаю клиники, у которых очень раскручен профессиональный аккаунт, и у них 90% первичных обращений — это Instagram. Они живут только за счет Instagram. Я думаю, даже если вдруг когда-нибудь выключатель какой-нибудь, тумблер отключат Instagram, то кто-то потеряет вообще приход первичных.