Футуристический Вальс работ Сантьяго Калатравы
Его стиль легко узнаваем: романтический хай-тек или био-тек — так окрестили его критики. В работах испанского архитектора и скульптора Сантьяго Калатравы угадывается вдохновленность творчеством Ле Корбюзье, но Калатрава пластичней и больше увлечен природой, хоть и так же лаконичен. Его опыт скульптора помогает видеть, чувствовать и воплощать пластику формы в архитектурных объектах. "Архитектура — суть скульптура, в которую можно зайти", говорит архитектор.
Жилое здание Turning Torso. Швеция, 2005 г.
Вдохновением послужила скульптура самого автора "Закручивающееся тело", которая изображает человека, готовящегося к метанию диска. 2-е по высоте здание в Европе (190 м, 54 этажа) и самое высокое здание Скандинавии, состоящее из 9 блоков, смещенных под определенным углом, что дало возможность повернуть верхний блок относительно нижнего на 90 градусов. В 2005 г. Turning Torso было признано лучшим жилым зданием в мире на архитектурной выставке в Каннах.
Архитектурный комплекс "Город искусств и наук". Испания, 1998 г.
Один из самых значительных проектов Калатравы был запроектирован и построен в соавторстве с Феликсом Кунделой.
Комплекс "Город искусств и наук" состоит из 5 зданий, названных по их каталонским названиям, 3 из которых запроектировал Калатрава:
El Palau de les Arts Reina Sofía — оперный театр и сцена для театральных постановок.
L'Hemisfèric — Кинотеатр Imax, планетарий, театр лазерных постановок.
L'Umbracle — Галерея/сад.
Город Искусств и Наук — своеобразная дань Калатравы родной стране и природным явлениям, в которых он постоянно черпает вдохновение.
Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе. Испания, 2003 г.
Это здание в стиле постмодернизма можно скорее отнести к арт-объектам, настолько оно необычно внешне. Форма, напоминающая не то рыбу, не то космический корабль; изогнутая крыша, высота которой изменяется на протяжении всей длины; боковые окна, словно полузакрытые веками глаза. Здание интересно еще и тем, что у него нет главного фасада — с любой стороны оно смотрится интересно и законченно.
Мост "Арфа Давида". Иерусалим, Израиль, 2008 г.
В копилке зодчего — целая россыпь неизменно белоснежных, изящных, похожих на арфы вантовых мостов, занимающих отдельную страницу в его творчестве. Один из них, Y-образный "Струнный мост" с изящной опорной мачтой расположен в израильском городе Петах-Тиква.
Первый подвесной мост в Иерусалиме. Общая длина — 360 м, ширина — 14,82 м, высота конструкции — 118 м. Мачта и полотно моста уравновешивают друг друга с помощью 66 струн диаметром 5 см, каждая из которых натянута между мачтой и своим сегментом моста. По мосту ходит иерусалимский трамвай и есть пешеходное движение.
Реконструкция Олимпийского комплекса. Афины, Греция, 2004 г.
"Звездой" комплекса является Олимпийский легкоатлетический стадион "Сияющая жемчужина Афин", который и стал символом игр. 200-метровые стальные арки, поднимающиеся на 60 м в высоту, выполнены по подобию параболы летящего легкоатлетического диска и поддерживают свод гигантского купола из ламинированного стекла. Также Калатрава предложил благоустроить комплекс за счет пешеходных дорожек и бульвара с живописной аркадой, обновить велодром оригинальной кровлей и сводчатыми стальными козырьками над входами.
Телекоммуникационная башня MontjuїkTower. Испания, 1991 г.
В Барселоне, специально к проходившим здесь в 1992 году летним Олимпийским играм, по проекту Калатравы была построена Монжуикская телебашня. Согласно задумке архитектора, башня олицетворяет атлета, держащего факел с Олимпийским огнем. Но она также выполняет функцию огромных солнечных часов, отбрасывая тень своей "иглы" на специальное основание.
Реконструкция музея, павильон "Квадраччи". США, 2001 г.
Павильон "Квадраччи" стал первой работой Калатравы в США. Он напоминает птицу, а также интересен тем, что является подвижной высокотехнологичной структурой: "крылья" размахом в 66 м складываются в неблагоприятную погоду и раскрываются в солнечный день. Тем самым регулируется инсоляционный и температурный режим в здании. "Крылья", возвышающиеся над озером Мичиган, получили название — "Солнечный бриз" и стали одним из символов штата Висконсин.
Мост Аламильо, Севилья, Испания, 1992 г.
Идеей создания моста была демонстрация высоких стремлений при подготовке Сивильи к всемирной выставке ЭКСПО. Изначально Калатрава предложил сделать 2 симметричных моста, но из-за слишком высоких затрат на постройку проект был изменен. Мост состоит из единственной опоры (стрела 142 м выс.), уравновешивающей мостовой переход длиной 200 м при помощи 13 кабелей.
Вокзал "Ориенте". Лиссабон, Португалия, 1998 г.
Один из самых крупных транспортных узлов Португалии, а точнее — мультимодальный терминал (метро, автовокзал, аэропорт, ж/д). Как и в других работах Калатравы, в "Ориенте" четко прослеживается природная тема: навес над платформами ж/д станции напоминает лес, а само здание — скелет рыбы. Внутри здания не использовалась отделка — только "голые" бетонные конструкции. Здесь хорошо прослеживается то, что Калатрава мыслит, в том числе, как скульптор: "Отсечь все лишнее, чтобы получить идеальную форму".
architector.ua
Опубликовано 30.07.2014